Home

Будущее еды. Рассмотрим альтернативы. PDF Печать E-mail
Автор: Олег Москалёв   
03.07.2013 21:52

Почему мы плохо едим, много выбрасываем и почти не думаем об этом? Причин можно назвать много: от простой лени, неинформированности, до переизбытка информации; знания стало так много, оно иной раз такое сложное и так фрагментировано, что люди зачастую машут рукой на проблему и концентрируются на удовольствии. Удовольствие от еды  приносит моментальный эффект, и, по данным нескольких исследований, для большинства людей является наибольшим, если не единственным, источником радости в жизни. И это резко отличается от здорового питания с его отложенным эффектом, которое, помимо прочего, по причине частого и ложного использования потеряло чистоту и возможность быть легко понятым.  Как реакция на переизбыток информации, хорошо описанный Биллом Давидов в книге “Overconnected”, появляются такие книги, как «В защиту еды» и «Правила еды: руководство потребителя» Майкла Поллана, где автор честно пытается демистифицировать сложность понимания здоровой еды, сведя все к несложным правилам здорового питания; другой пример книги - попытки перехода на «язык пальцев»: «Планирование размера порции» Линды Гессенхеймер, в частности автор связывает размер порции с размером кулака человека... Попытки достойны похвалы, но порой наивны, ведь... знаете что? Мы живём в 21 веке, и мы уже кое, что знаем о еде и, несмотря на то что, по словам того же Майкла Полланда,  мы находимся в самом начале пути понимания еды, мы уже знаем много больше, чем, кажется.

Существует масса исследований на тему питания и начни мы систематично применять все эти знания, мы можем снизить неопределённость в потреблении; повторюсь, не повысить определённость (съешь это и ты будешь чувствовать себя хорошо), а отсечь все ненужное, а оставшееся представить в наглядной форме; подобно хорошему юристу, который не знает всего законодательства, но всегда может найти нужный закон или законы и выбрать необходимый элемент; людям нужен гид или навигатор, помогающий им вести здоровый образ жизни, не отвергающий удовольствия от еды, не замещающий возможность выбора, но помогающий принимать максимально правильные решения, обновляемые в реальном времени. В начале 70-х работал замечательный философ Иван Ильич, человек, который во многом предопределил появление персональных компьютеров и Интернета, критиковавший технократов за монополизацию рынка знания в ключевых отраслях: здоровье, сельском хозяйстве, строительстве и образовании, которая вела к оглуплению людей и лишало их истинной свободы выбора. В своей книге «Инструменты радости» (Tools for Conviviality, 1973) он предложил разработать  инструмент, позволяющий человеку сохранять право на работу с независимой эффективностью, инструмент, который работает на человека. Иными словами, нам нужно оружие выбора...  

Известный случай о том, как информация о побочном эффекте одного медицинского препарата стала доступна в описании препарата через  4 года после подтверждённых исследований, вполне вписывается в то, что мы сейчас видим на рынке питания. Производители, представители пищевой индустрии используют ситуацию конфуза, в котором пребывают люди, и продают им ежегодно продукты на миллиарды долларов, содержащие ноль процентов питательных веществ... парадокс? Напротив, вполне закономерный итог общества потребления, в котором удовольствие является краеугольным камнем существования. Рынок удовольствия и пережитого положительного опыта, по мнению современных маркетологов, является более важным и быстрее растущим рынком, чем рынок материальных товаров. Каждое «прикосновение» - посещение магазина или веб сайта, должно, по их мнению, превращаться в незабываемый приятный опыт, и тогда покупатели вернутся ещё и ещё раз. Всё это было бы не так страшно, если бы речь шла о не продовольственных товарах  (женщина может купить столько пар обуви, сколько позволяет её шкаф и банковский счёт), но в том то и дело, что еда – это НЕобычный товар. Взывание к примитивным чувствам, вывод из логики покупки - понятия его полезности и замещение его приятностью, помогает продавать товары, которые вовсе не нужны покупателю, главное - чтобы ему, покупателю это нравилось... Вымывание или замещение смысла эмоциями -  не правда ли, знакомое явление из мира политики?

Упомянутая фрагментированость знания подобна средневековому замку, каждый камень которого находится в разных местах, все они описаны, известны, но каждый учёный или диетолог в отдельности, каждая лаборатория, каждый  университет или колледж, где ведутся исследования, все они являются хранителями камней «замка» практического использования знания. Как капля воды не делает дождя, так отдельный камень не делает пресловутого замка; замок нужно собрать воедино, знание должно заработать вместе на благо общества и эта синергия приведёт в кратчайшее время к поразительным результатам. В копилку знания могут быть брошены индивидуальные элементы человека: знание генетических предрасположенностей (будет доступно в течении ближайших 10-15 лет), образа жизни, дневных затрат энергии, предпочтений, рекомендаций врачей, диетологов (в моем исследовании (olegmoskalev.net) показано, что до трети населения нуждаются в специализированной диете) на выходе получаем людей, гораздо белее уверенно принимающих решения о приобретении продуктов, людей которым легче придерживаться выбранной стратегии здорового питания, людей, тратящих меньше денег и приобретающих продукты лучшего качества по наиболее низкой цене. Учёные получат незаменимый статистический материал, ведущий к бесконечной оптимизации и усовершенствованию. 

Обновлено 03.07.2013 21:57
 
Previous Next
Скоро все вернется!

Друзья - прошу потерпеть если нужны какие-то разделы в первую очредь - то шумните! Сделаю!


Joomla! is Free Software released under the GNU/GPL License.
donvitocatering Exchange Hosting